Обучение

Учимся ладить и соблюдать правила

Что такое социализация собаки и зачем она нужна?

Социализация вообще – это приспособленность живого существа к свойственной ему окружающей обстановке. В принципе всех животных можно разделить на две условные группы – социальные и несоциальные животные.

Социальные живут группами или стаями, с определенной иерархией. Стая у таких животных равноценна социуму у человека. Волчья стая, львиный прайд, оленье стадо, группа обезьян, пара шакалов – вот примеры общежития социальных животных.

Несоциальные животные живут по одиночке. В период размножения такие животные либо создают пару для совместного вскармливания детенышей, либо объединяются только на время спаривания, после чего детеныша вскармливает один из родителей. Социальность у животных-одиночек выражается лишь в образовании пары и в выращивании потомства. В остальное время они довольствуются своим собственным обществом. Так, сами по себе обитают в естественных условиях лисы, зайцы, кошки, мыши.

Собака – животное социальное. Бродячие псы практически всегда живут стаями, где выделяется вожак или альфа-особь, бета-особь или вторая по значимости после вожака собака, группа собак примерно одинакового статуса, выполняющие разные функции (поиск еды, поиск воды, охрана территории стаи), а также собаки-парии или омега-особи (как правило, половозрелые кобели из предыдущих пометов этой стаи).

Для собаки социализация важна в той степени, в какой она определяет место особи в стае и способствует повышению ее статуса.

Для человека социализация собаки имеет иное значение. С точки зрения человеческого общества социализированной считается та собака, с которой комфортно проживать, гулять, путешествовать. Иными словами, социализация собаки для нужд человека тесно связана с воспитанием и отчасти – с дрессировкой.

В ходе социализации устанавливаются и укрепляются связи собаки с людьми в семье, где она проживает, с людьми, живущими по соседству, а также с домашними животными, проживающими на одной территории с собакой. Также собака приучается не реагировать на раздражители, характерные для места ее проживания: на машины, велосипедистов, детей, других собак, выстрелы, салют, звуки железнодорожного транспорта, гул самолетов и т.д.

Примеры несоциализированных собак известны всем:

  • Собака, которая на прогулке не переставая лает на других собак, людей, машины,
  • Собака, которая гонится за велосипедистами, мотоциклистами, детьми на самокатах, людьми на гироскутерах,
  • Собака, которая демонстрирует страх при виде незнакомых людей, крупных собак, других животных,
  • Собака, которая забивается под ноги хозяину при попытке дотронуться до нее,
  • Собака, которая срывается с поводка, выворачивается из ошейника при виде кошки, при звуке выстрела, при салюте или взрыве петарды (о таких бегунках регулярно пишется куча объявлений),
  • Собака, падающая на землю при появлении другой собаки или животного.

Социализация не только «гасит» отрицательные реакции собаки на уже знакомые раздражители, но и приучает ее к тому, что во всякое время возможно появление чего-то нового, неизвестного – новый предмет, незнакомое живое существо, ранее непережитая ситуация.

Социализированные собаки редко проявляют агрессию к детям, взрослым людям и животным. Тогда как объектами нападения несоциализированных псов чаще всего становятся дети. Дети раздражают многих собак тем, что быстро бегают, кричат и громко смеются, пытаются потрогать собаку, залезть ей в глаза, уши, пасть. Задача хозяина – научить собаку игнорировать навязчивое поведение детей. При этом именно на хозяине собаки лежит необходимость проинформировать детей и сопровождающих их взрослых о том, что собаке неприятно детское общество. Но допускать и тем более поощрять агрессию даже самой маленькой собачки к ребенку недопустимо.

Социализацию необходимо начинать с первых дней совместной жизни со щенком или взрослой собакой. Ответственные заводчики социализируют щенков, как только те прозреют и начнут передвигаться самостоятельно. Но на рынке много щенков вольерного или клеточного содержания, которые знают только мать, однопометников и того, кто убирает клетку и приносит еду. Безвыгульное содержание делает собаку нервной, возбудимой, трусливой, обедняет ее жизнь.

Поэтому, взяв питомца в дом, нужно постоянно и мягко знакомить его с новыми объектами.

Собаке нужно контактировать с большим количество людей, хотя бы просто видеть их и слышать их голоса. Щенок служебной, сторожевой, охранной породы не должен становиться игрушкой для посторонних, так как это помешает ему вырасти в рабочую собаку. Но при этом адекватно реагировать на человека ему необходимо. Особенно это касается реакции на детей, так как маленькие дети плохо понимают исходящую от собаки опасность и могут принять лохматую кавказскую овчарку за медвежонка, а добермана за лошадку и попытаться их погладить или залезть им на спину.

Первый период социализации щенка начинается примерно в три недели, когда он начинает видеть и активно двигаться, и продолжается до двух месяцев. Обычно в полтора-два месяца щенки продаются владельцам. У щенка в ходе импринтинга (запечатления) сформулирован образ поведения собаки, он по памяти будет воспроизводить поведение матери или кормилицы в будущем. Выкормленный человеком из соски щенок не сформировал образ собаки, поэтому очень важно подобрать ему компанию таких животных, которые демонстрируют желательное для человека поведение. Тогда щенок запечатлеет образ этих животных. Отсутствие контакта у щенка с собаками приводит к тому, что он растет неуверенным в себе, не понимающим своего назначения, не осознающим себя собакой.

Учимся понимать друг-друга

Второй период социализации приходится на возраст от двух до пяти месяцев. Это время активного знакомства с миром. Щенка следует научить гулять с ношением разного вида амуниции (ошейник, поводок, шлейка, намордник, ринговка), знакомиться с другими собаками, животными иных видов, взрослыми людьми и детьми. Желательное поведение нужно поощрять лаской и лакомством, нежелательное – прекращать. Социализацию сейчас нужно совмещать с дрессировкой, начав с команд на послушание: ко мне, сидеть, лежать, стоять, фу, ко мне, рядом, можно, дай, принеси. В идеале команды нужно начать учить на первом этапе социализации в домашних условиях, а отрабатывать их – на втором этапе, на прогулках, при наличии раздражающих факторов. Важно знакомить щенка с различными породами собак, так как запечатленный образ матери у бульдога не совпадает с наблюдаемым образом лайки. Щенок должен научиться понимать, что маленькие и большие, лохматые и гладкошерстные, собаки-брахицефалы и собаки с длинными вытянутыми мордами – все они собаки, представители одного вида с ним. В этом возрасте щенок охотничьей породы учится отличать дичь (объект охоты) от остальных животных. Щенок служебной породы учится различать добрые и злые намерения у человека на дрессировочной площадке. Щенок пастушьей породы учится оберегать скот и отражать атаки потенциальных врагов. Сейчас крайне важно прививать щенку правила поведения. Иначе молодой ретривер продолжит прыгать на людей и пытаться повалить их в игре, когда вырастет. Молодой стаффорд, осознав, что он сильнее и выносливее многих собак, будет провоцировать их на драку и выходить из нее победителем. Молодая борзая поймет, что за кошками и мелкими собаками куда интереснее бежать с целью придавить и принести хозяину, чем просто проводить время с человеком. Молодой хаски получит удовольствие, таская за собой хозяина на поводке, заодно удовлетворив искусственно сформированный рефлекс – тянуть, и впредь будет гулять только на натянутом поводке, стараясь собственными силами сдвинуть человека с места, как нарты. В идеале щенка надо воспитывать в компании с тем собаками, которые ведут себя так, как хочет от молодого питомца хозяин. Лучше всего обратиться к кинологам и найти у них собаку-наставника. Тогда щенок хотя бы на занятиях будет видеть эталон собачьего поведения.

Третий этап социализации приходится на период полового созревания – от шести до десяти месяцев. Гормональные бури в организме молодой собаки нужно «гасить» умеренной посильной нагрузкой. Щенка нужно использовать по назначению – охранять, сторожить, пасти, охотиться. Собаки-компаньоны продолжают обучение послушанию, к которому можно добавить какой-либо вид спорта или просто длительные пешие прогулки. Собак, которые потенциально подходят для племенной работы, нужно учить знакомиться с противоположным полом. Тех собак, которые не пойдут в племенное разведение, стоит кастрировать, чтобы не иметь проблем с их гормонозависимым поведением в будущем. В этом возрасте уже понятно, как ведет себя собака на выставке и в работе, подходит ли она для разведения.

К году щенка следует научить адекватно реагировать на все раздражители, понимать и выполнять команды, вести себя надлежащим образом в доме, в транспорте, на прогулке по знакомым и незнакомым местам. Он этого зависит качество жизни с собакой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *